Марийские народные сказки

Марийские народные сказки

 
Алым-патыр
Бабин Сын
Белая Лебёдушка
Богатырь Иван Зверев
Волк на свадьбе
Волшебный меч
Волынщик на свадьбе
Глупый сын
Гусли-самогуды
Гусыня и Лиса
Гусь и Утка
Два брата
Девочка и Вувер-кува
Дровосек и его сын
Заячий домик
Зимовье в лесу
Иван-царевич и Безручка
Ивук
Как девушка мужа себе выбирала
Как лиса женила марийца на царской дочери
Как мужик жену испытывал
Как мужик отдавал бычка учиться грамоте
Как мышка и воробей поссорились
Как Никита царя побил
Как на свете медведи появились
Как одну девушку за трех женихов отдавали
Как поп журавлей ловил
Как старухино желание исполнилось
Как мариец попал в становые
Как Топор в лес ходил
Как я пчел караулил
Кокша — богатырь
Кокшавуй
Колдун Карт
Конь с серебряной гривой
Лепешки на молоке матери
Леший и мужик
Лиса и медведь
Лиса и Перепелка
Лиса, сова и сорока
Любознательный Заяц
Лиса и синичка
Лиса и белка
Ловкий ёж
Мальчик-богатырь
Маршан и Золотой Дьявол
Медведь барской породы
Мудрая невеста
Мужик, медведь и лиса
Не спрашивай того, о чем нельзя спрашивать
Нянькин сын
Нончык-патыр
Огонь и человек
Откуда у Зайца белая шубка
Откуда у кулика длинный клюв
Отцовы наказы
Поп, слесарь и вор
Сторож пчёл
Солдатские проделки
Сарманай
Сереброзубая Пампалче
Синица
Слепая любовь
Смоляной бычок
Собака и дятел
Солдат и Азырен
Солдат-лекарь
Солдатская сказка
Сорок один жеребёнок
Сорок одна небылица
Старуха родила змея
Тоймет и поп
Ученый медведь
Хитрая лиса
Чудесная шашка
Шляпа
Язык змей
Царская шапка с тремя крестами

 
Народные сказки занимают важное место в устном народном творчестве. От поколения к поколению в виде причудливых рассказов несут они нам историю народа.

В результате многолетнего тесного общения марийцев с другими народами в марийские сказки перешло немало сюжетов из сказок других народов, в том числе из русских народных сказок («Девушка – лягушка», «Девушка – сиротка и дочь мачехи», «Два брата»).

Вместе с тем, марийские сказки сохранили и свои национальные особенности и оригинальные сюжеты («Солдат и Азырен», «Дочь царя и сын купца», «Почему заяц печален»).

Таким образом, марийские сказки позволяют нам более красочно оценить взаимоотношения с другими народами, узнать об укладе внутренней жизни общины марийского народа.

Можно предположить, что марийские народные сказки явились результатом синтеза марийской и русской национальной культур. Но это не совсем так. Несмотря на влияние других народов на жизнь древних мари, их сказки сохранили свою самобытность и образы. На сказочную фантазию марийцев большое влияние оказывала природа и ее обитатели, традиции и социальное положение народа. Все это нашло отражение в народных сказках.

Так, в сказке «Одежда – невидимка лешего» описывается не только леший, но и его чудесная одежда. В сказке «Глупый муж» показано наказание мужчины за гибель жены в том, что даже род его не сохранился, а на месте дома выросла крапива. По вере марийцев убийство члена семьи, близкого человека было самым страшным грехом.

Очень часто в сказках упоминаются молельные рощи «кюсото», а поп часто играет отрицательную роль, как человек, который представлял другую, навязанную людям веру.

С точки зрения социального положения мари, в марийских народных сказках нет повествования о марийце — царевиче. Мариец может пройти испытания, жениться на царской дочери и стать царем, но это всегда идет как награда за спасение царевны или целого народа. Изначально ни в одной сказке не упоминается, что он был рожден в царской семье, в то время как в русских народных сказках часто главным героем является Иван — царевич. В то же время в горномарийских сказках нередко главный герой является сыном богатого купца и даже отправляется в путешествие на корабле. Это объясняется тем, что город Козьмодемьянск стоял на берегу реки Волги и являлся крупным торговым центром того времени.

Марийские народные сказки создавались веками, а значит, отразили в себе жизнь и историю народа мари, их культуру и национальную религию. Сказки о животных показывают представление людей о природе, о мире, окружавшем людей. Из волшебных сказок мы можем узнать больше об исторических событиях и традициях мари:

— покорение марийцев татарами («Кокша – богатырь», «Чоткар – патыр»)

— присоединение марийского края к Русскому Царству;

— притеснение марийского народа, обложение тяжелыми податями (ясаком) («Гусли – самогуды», «Бедный мальчик»);

— религия народа мари («Маршан и золотой дьявол»).

Все свои традиции, образ жизни, религию описали марийцы в народных сказаниях, которые передавали из поколения в поколение. Но, несмотря на влияние исторических событий, марийские сказки сохранили свою неповторимую самобытность.

 

Читать все марийские сказки. Содержание.
Перейти в раздел «Народные сказки»