Басни Крылова Ивана Андреевича

    Иван Андреевич Крылов  /1769-1844г.г./

    krylov00
     
    Басни.Книга первая.
     

    Безбожник
    Ворона и лисица
    Ворона и Курица
    Волк и ягнёнок
    Дуб и Трость
    Два Голубя
    Ларчик
    Лягушка и вол
    Мартышка и очки
    Музыканты
    Оракул
    Обезьяны
    Осел (Когда вселенную Юпитер населял...)
    Орел и Куры
    Парнас
    Разборчивая Невеста
    Роща и Огонь
    Синица
    Троеженец
    Чиж и еж
    Червонец
     
    Басни.Книга вторая.
     
    Бочка
    Волк на псарне
    Волк и Кукушка
    Вороненок
    Вельможа и Философ
    Заяц на ловле
    Крестьянин и Работник
    Лягушки, просящие Царя
    Мор зверей
    Обоз
    Осёл и соловей
    Орел и пчела
    Петух и Жемчужное зерно
    Прохожие и Собаки
    Слон на воеводстве
    Собачья дружба
    Стрекоза и муравей
    Раздел
    Ручей
    Щука и кот
    Лев и Барс
    Лисица и Сурок
    Лжец
     
    Басни.Книга третья.
     
    Волк и Волчонок
    Воспитание Льва
    Гуси
    Дерево
    Кот и повар
    Крестьянин в беде
    Крестьянин и Лисица (Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть...)
    Лань и Дервиш
    Лев и комар
    Мешок
    Муха и Дорожные
    Откупщик и Сапожник
    Обезьяна
    Огородник и Философ
    Орел и Крот
    Орел и Паук
    Свинья
    Собака
    Слон и Моська
    Старик и трое Молодых
    Хозяин и Мыши
     
    Басни.Книга четвертая.
     
    Бумажный Змей
    Волк и Лисица
    Добрая Лисица
    Квартет
    Крестьянин и Змея (Змея к Крестьянину пришла проситься в дом...)
    Крестьянин и Разбойник
    Крестьяне и Река
    Лебедь, Щука и Рак
    Листы и Корни
    Любопытный
    Лев на ловле
    Механик
    Мирская сходка
    Пожар и Алмаз
    Пруд и Река
    Скворец
    Тришкин кафтан
    Пустынник и Медведь
    Цветы
     
    Басни.Книга пятая.
     
    Водолазы
    Госпожа и две Служанки
    Демьянова уха
    Зеркало и обезьяна
    Камень и Червяк
    Комар и Пастух
    Крестьянин и Смерть
    Крестьянин и Топор
    Клеветник и Змея
    Лев и Лисица
    Лев и Волк
    Лягушка и Юпитер
    Лиса-строитель
    Медведь у Пчел
    Мышь и Крыса
    Напраслина
    Подагра и Паук
    Рыцарь
    Собака, Человек, Кошка и Сокол
    Слон в случае
    Тень и Человек
    Туча
    Фортуна и Нищий
    Фортуна в гостях
    Чиж и Голубь
    Хмель
     
    Басни.Книга шестая.
     
    Алкид
    Апеллес и Осленок
    Волк и Пастухи
    Волк и Журавль
    Гребень
    Две Бочки
    Колос
    Крестьянин и Змея (К Крестьянину вползла Змея...)
    Кукушка и Горлинка
    Лисица и виноград
    Медведь в сетях
    Муравей
    Мальчик и Змея
    Мальчик и Червяк
    Овцы и Собаки
    Охотник
    Осел и Мужик
    Пловец и Море
    Похороны
    Пчела и Мухи
    Пастух и Море
    Скупой и Курица
    Сочинитель и разбойник
    Трудолюбивый Медведь
    Ягненок
     
    Басни.Книга седьмая.
     
    Булыжник и Алмаз
    Богач и поэт
    Волк и Мышонок
    Ворона
    Голик
    Две собаки
    Дикие Козы
    Два Мужика
    Змея и Овца
    Кошка и соловей
    Котенок и Скворец
    Котел и Горшок
    Кошка и Соловей
    Крестьянин и Овца
    Крестьянин и Змея (Когда почтен быть хочешь у людей...)
    Лисица и Осел
    Мельник
    Мот и Ласточка
    Муха и Пчела
    Паук и Пчела
    Плотичка
    Прихожанин
    Пестрые Овцы
    Рыбья пляска
    Свинья под дубом
    Совет Мышей
    Соловьи
    Скупой
     
    Басни.Книга восьмая.
     
    Белка (У Льва служила Белка...)
    Бедный Богач
    Булат
    Бритва
    Крестьянин и лошадь
    Крестьянин и Лисица (Лиса Крестьянину однажды говорила...)
    Кукушка и Орел
    Купец
    Лев состаревшийся
    Лев, Серна и Лиса
    Мирон
    Осел (Был у Крестьянина Осел...)
    Пушки и Паруса
    Сокол и Червяк
    Щука
    Собака и Лошадь
    Филин и Осел
    Змея
    Волк и Кот
    Лещи
    Водопад и Ручей
    Лев
    Три мужика

     
    Басни.Книга девятая.
     
    Белка (В деревне, в праздник, под окном...)
    Волки и Овцы
    Лиса
    Мыши
    Пастух
    Крестьянин и Собака
    Два Мальчика
    Разбойник и Извозчик
    Лев и Мышь
    Кукушка и Петух
    Вельможа

    Басни Крылова Ивана Андреевича

 

Биография Крылова Ивана Андреевича

 

Крылов Иван Андреевич (1769 — 1844) — русский баснописец, поэт, писатель, драматург, переводчик.

 

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) 1769 (по другим сведениям в 1766 или 1768) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. Детские годы прошли на Урале. В 1775 отец выходит в отставку, и семья поселяется в Твери.

Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг.

Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии - так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность - в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал.

В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату.

В 14 лет (1784 год) написал оперу «Кофейница», отнес ее к книгопродавцу Брейткопфу, который дал за нее автору на 60 рублей книг (Расина, Мольера и Буало), но оперу так и не напечатал. «Кофейница» увидела свет только в 1868.

Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его руках остался младший брат, Лев, о котором он всю жизнь заботился, как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»). В 80-е годы много писал для театра. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах. В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традиции русской сатирической журналистики.  Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков.

В 1790 году вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 года вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью. Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова. Число подписчиков росло. В 1793 году журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий».

В конце 1793 года издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей.

Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем «Модную лавку» играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська».

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней - последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами.

В 1810 (по другим сведениям - в 1812) назначается помощником библиотекаря в Императорскую Публичную Библиотеку (ныне ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая в 1820, «во уважение отличных дарований в российской словесности», удваивается, а в 1834 увеличивается вчетверо, он возвышается в чинах и в должности, став с 1816 библиотекарем. В одном из зданий библиотеки (Садовая улица, 20) в 1816 - 1841 Крылов снимал квартиру. При выходе в отставку в 1841 ему, «не в пример другим», назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке (11700 рублей ассигнациями). С 1811 член «Беседы любителей русского слова», с 1816 — Вольного общества любителей российской словесности, с 1817 — Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 году В. Г. Белинский в своей статье «Литературные мечтания» нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию.

16 декабря 1811 Крылов был избран членом Российской Академии, а 14 января 1823 получил от нее Большую золотую медаль за литературные заслуги (золотую медаль получил в 1818). С 1829 почетный член Петербургского университета. В 1841, при преобразовании Российской Академии в Отделение русского языка и словесности Академии Наук, первым был утвержден ординарным академиком (по преданию, император Николай согласился на преобразование с условием, «чтобы Крылов был первым академиком»"). 2 февраля 1838 в Петербурге торжественно праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Скончался Крылов 21 ноября (по старому стилю - 9 ноября) 1844. Похоронен в Некрополе мастеров искусств (памятник был поставлен в 1855, скульптор П.К. Клодт). 12 мая 1855 памятник Крылову (скульптор П.К. Клодт; персонажи басен Крылова - по рисунку А.А. Агина) был открыт в Летнем саду. О его удивительном аппетите, неряшестве, лени, любви к пожарам, поразительной силе воли и остроумии сохранилось множество анекдотов.

 

Основные произведения Крылова Ивана Андреевича:

Проза:

  • Сатирические «пись­ма» [1-48], составившие журн. «Почта ду­хов» (1789).

Сатирические повести:

  • «Ночи» (незаконч.) (1792)
  • «Каиб» (1792).

Сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Рассуждение о дружестве», «Похвальная речь в память моему дедушке», все – 1792, «Похвальная речь науке убивать время», 1793).

Комические оперы:

  • «Кофейница» (1783, опубл. 1869)
  • «Бешеная семья» (1793)
  • «Илья-богатырь» (1807)

Комедии:

  • «Сочинитель в прихожей» (1786, опубл. 1794, в прозе)
  • «Проказники» (1788, опубл. 1793; в про­зе)
  • «Подщипа» («Трумф», 1798, опубл. 1859; в стихах)
  • «Пирог» (1799-1801, опубл. 1869; в прозе)
  • «Модная лавка» (1807, в прозе)
  • «Урок дочкам» (1807; в прозе
  • Трагедия «Филомела» (1786, опубл. 1793; в стихах).

Басни:

  • «Дуб и Трость» (1806, нов. ред. 1825)
  • «Разборчивая невеста» (1806)
  • «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Лягушка и Вол», «Пустынник и Медведь», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей», «Слон на воеводстве», «Слон и Моська», «Муха и дорожные», «Лисица и Виноград» (все – 1808)
  • «Петух и Жемчуж­ное зерно» (1809)
  • «Осел и Соловей», «Крестьянин в беде», «Гуси», «Квартет», «Листы и Корни» (все – 1811) «Лжец», «Во­рона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз» (все – 1812)
  • «Кот и повар», «Щука и Кот», «Демьянова уха» (все – 1813)
  • «Прохожие и Собаки», «Мартышка и Очки», «Собачья дружба», «Крестьянин и Работник», «Тришкин кафтан» (все – 1815)
  • «Крестьяне и Ре­ка», «Лебедь, Щука и Рак», «Зеркало и Обезьяна» (все – 1816)
  • «Крестьянин и Овца» (1823)
  • «Кошка и Соловей», «Рыбья пляс­ка» (обе – 1824)
  • «Свинья под Дубом» (1825)
  • «Пестрые овцы» (1823, опубл. 1867)
  • «Волк и Кот» (1830)
  • «Кукушка и Петух» (1834, опубл. 1841)

Оды, послания, переложения псалмов, эпиграммы. Театральные рецензии.

С 1809 по 1843 создал около 200 басен. Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Его басни переведены более чем на 50 языков мира.

 





0.34MB/0.00203 sec